Porsche – именитый автопроизводитель с многолетним опытом освещает проблему комфортности торможения. Если бы все производители автомобилей решали вопросы писка на уровне конструктора, то и проблема имела бы гораздо меньшие масштабы.
Вот о чем говорится в ролике “Warum quietschen Bremsen?” на Yоtubе:
“…Ничто так не находит отклик в сердцах благодарных почитателей Porsche и не повышает уровень адреналина, как рёв мощного двигателя, работающего на пределе. Однако существуют и менее приятные звуки, происхождение которых долгое время объясняли неверно. Речь идёт о скрипе [скрежете] тормозов.
Мы слышим скрип тормоза, когда кинетическая энергия движения превращается в тепловую и при этом создаются вибрации в тормозной системе. Шум, который при этом возникает, часто трактуют как признак неисправности. Однако в большинстве случае это не так. Чаще всего это результат так называемого прерывистого проскальзывания (stick-slip). Во время этого состояния происходят микровибрации, которые и издают неприятный шум, а тормозной диск усиливает его, играя роль своеобразного динамика.
Тормозные колодки и диски имеют достаточно большие размеры, а соответственно и неоднородную жесткость. Когда происходит торможение на маленькой скорости, давление на накладки тормозных колодок распределяется нелинейно, и это увеличивает вероятность возникновения скрипа.
Тормозная система “by Porsche” – это образец первоклассного качества в автомобильной промышленности. Но и детали Porsche тоже вибрируют в своей собственной резонансной частоте. Даже когда речь идёт о новых изделиях. А когда эти элементы собраны в узел, частоты накладываются друг на друга и объединяются в так называемые совпадающие частоты. Условия эксплуатации и само состояние тормозной системы также способствуют совпадению частот.
Во время разработки фрикционные изделия проходят тщательную проверку, чтобы соответствовать бескомпромиссным стандартам Porsche. По словам менеджера по развитию тормозных систем Porsche, разработчики всегда стараются нейтрализовать скрип колодок. Для них это важнейшая инженерная задача – после коэффициента трения и износа пары диск-колодка. Имеется ряд конструктивных мер, позволяющих сделать тормоза Porsche тихими. Так, например, была увеличена масса колодок путем введения дополнительных грузиков, что позволило избавиться от некоторых частот, вызывающих скрип.
Однако, из-за износа, высоких температур, влаги и коррозии отдельные шумы по-прежнему слышны. Даёт о себе знать и огромное количество непредвиденных источников шумов, которые определить почти невозможно. И не стоит забывать, что речь идёт о тормозной системе, для которой эксплуатационные характеристики и безопасность прежде всего.
Мораль этой истории очень проста – скрипа не избежать! К сожалению.”